Получить скидку 15% на все новые уроки школы!

Скидка здесь!

Каталог видео уроков

Крошки

Хачатуряну и не снилось

Просмотров: 12143

 

Наверное, каждый из нас наблюдал завораживающее зрелище - танец живота с саблей. Хрупкая девушка и грозное холодное оружие. Как хочется оказаться на ее месте. Но с чего начать?

История танца

Существует несколько версий происхождения танца с саблей. Начиная с красивой легенды о том, что жены и наложницы, сопровождая своих мужчин в походах, по вечерам развлекали их танцами, в которых использовали их же оружие, и заканчивая тем, что идея исполнить танец с саблей была навеяна французским художником-ориенталистом XIX века Жаном-Леоном Жеромом, изобразившим девушку с саблей на голове. Сейчас мы можем только гадать, было ли это плодом его фантазии или он действительно видел такой танец.

 

 

В реальности существует мужской танец с саблей, но движения в нем имитируют бой, а любые балансы отсут­ствуют. Вот что говорит Морокко в интервью для журнала "The Hip Circle": "Мужчины в Саудовской Аравии до сих пор танцуют танец "el Ard" что значит "честь", они выбрасывают сабли перед собой, заставляя лезвие меча дрожать… Со временем мечи и сабли заменили ружья. Сейчас существует масса берберских марокканских мужских танцев, где в качестве аксессуара используются ружья, - ведь ружье - самое актуальное оружие на сегодняшний день" (перевод Каримы).

 

В Египте, Ливане и других арабских странах женский танец с саблей не исполняется и уж тем более не является народным или фольклорным. Его можно отнести к категории "шоу" и танцуют его в основном американки и европейки. В переводе на английский "танец с саблей" звучит как sword dance.

 

Иногда танцовщицы используют две сабли. В этом случае они должны быть абсолютно одинаковыми. Реже используются три или даже четыре сабли, но при этом танец скорее напоминает серию трюков. Существует также танец с горящей саблей, но обычная сабля для такого танца не подойдет. Подготовить такую саблю могут специалисты по файер-шоу.

 

Музыка

 

Так как в этом стиле нет каких-то канонов и традиций, вы имеете полную свободу в выборе образа и музыкальной композиции для танца с саблей. Вы можете танцевать под классическую арабскую музыку, например, "Азизу" или "1001 ночь", используя обычную лексику Raks Sharki и добавив несколько балансов и других характерных движений. А можете взять любую другую музыку, более энергичную и оригинальную, и использовать в танце любые элементы шоу - прыжки, шпагаты, вращения сабли и движения, имитирующие бой.

 

Как выбрать и подготовить саблю

 

Сейчас саблю можно приобрести практически в любом магазине товаров для танца живота. Сабли или мечи различаются длиной и формой клинка, формой рукояти, могут быть с рисунком и украшениями и без. Весит сабля примерно 800-1200 г. При выборе сабли следует обращать внимание прежде всего на внешний вид. Она должна быть правильной формы, без сколов, щербин и других дефектов.

 

При покупке необходимо проверить баланс сабли. Для этого установите ее на ребро, например, на руку (рис. 1). Сабля должна находиться в равновесии и не заваливаться на плоскую грань. Точка равновесия обычно находится чуть ближе от центра к рукояти сабли. Эту точку можно пометить, например, лаком для ногтей или просто карандашом, чтобы во время танца быстро ее находить. Если вы работаете в голов­ном уборе или выступаете на открытой площадке, где ветер может сдуть или раскачать саблю, то участок ребра, соприкасающийся с головой при выполнении баланса, можно смазать резиновым клеем или натереть обычной свечой, чтобы сабля не скользила.

 

Выбирайте саблю соответственно вашему росту и габаритам. Сабля должна гармонично с вами смотреться. Например, для хрупкой девушки подойдет более миниатюрная сабля, а для высокой и крупной - более массивная.

 

Конечно, в танце используется не настоящее оружие, а его имитация. Тем не менее, при работе с саблей нужно быть очень осторожными и соблюдать технику безопасности. Я рекомендую дополнительно затупить кончик сабли, так как при случайном падении предмета (коих вы не избежите!) или движении, когда сабля упирается в бок, он может поранить вас.

 

Со временем сабля темнеет и теряет свой первоначальный блеск. Почистить саблю можно любым средством для серебра и металла или обычным нашатырным спиртом.

 

Конечно, в рамках этой статьи мы не сможем рассмотреть все возможные движения. Я покажу основные, наиболее эффектные, а также дам общие рекомендации по работе с саблей или мечом.

 

      

 

Как держать саблю

 

Когда вы работаете с саблей, у зрителя должно создаваться впечатление, что вы работаете с настоящим оружием, что это очень сложно и опасно. Поэтому не берите саблю руками за клинок. Обычно ее держат в основании большого пальца, как показано на рис. 2 и 3, или одной рукой за рукоять. При этом острие может быть направлено вверх, вниз или параллельно полу. Во время танца, исполняя обычные движения (ключи, волны и т.д.) или проходки, вы можете держать саблю либо в одном положении (наверху, внизу, на уровне талии или груди), либо перемещать ее из одного положения в другое. При этом движение должно быть плавным.

 

Вращения с саблей

 

Очень красиво смотрятся вращения с саблей в различных положениях. Вот некоторые из них:
- сабля наверху (рис. 4); при этом можно отклонить корпус вправо или влево и держать саблю за рукоять как двумя руками, так и одной, свободная рука может быть опущена вниз;
- вращение, когда сабля упирается в бок (рис.5); не "втыкайте" ее в бок, на самом деле она держится практически навесу в поднятой руке;
- вращение, держа саблю в одной руке, направив острием к ноге, но не касаясь ее (рис. 6); 
- "мельница", саблю также можно держать как одной, так и двумя руками;
- вращение с саблей на руке, при этом саблю можно положить не на запястье, как показано на рис.1, а на тыльную сторону ладони в основание пальцев, при этом положение сабли будет гораздо боле устойчивым, и вы сможете поднимать руку наверх и опускать вниз во время вращения.

 

      

 

Балансы

 

Отличительная особенность танца с саблей и самая эффект­ная его часть - это, конечно же, балансы. Давайте рассмотрим основные из них.

 

Баланс на голове (рис. 7). Это основной баланс. Во время него у вас наибольшая свобода действий. Можно использовать большинство движений и проходок, опускаться в партер и выполнять движения на полу, плавно переходя из одного положения в другое. Баланс на груди (рис. 8). При нем ограничены движения плечевого пояса, но доступны движения бедрами, проходки и опускание в партер.

 

Баланс на плече (рис. 9). Довольно сложный баланс, во время него мы можем выполнять небольшие движения бедрами на месте, различные приседания. При этом сабля должна обязательно соприкасаться с телом, а не с тканью костюма, иначе она моментально соскользнет.

 

      

 

Баланс на бедре (рис. 10). Один из самых эффектных. Вам нужно сильно приподнять бедро вертикально вверх, чтобы возникла складка-углубление в районе талии, в нее-то и следует положить саблю. Все остальные движения выполняются с сохранением этого положения бедра. Например, вы можете отставить свободную ногу в сторону, вывести ее вперед, приподнять над полом, согнув в колене, выполнять небольшую волну животом и тряску диафрагмой. Более сложные движения - это поворот вокруг себя на опорной ноге и полное приседание на опорной ноге (свободная нога при этом может отводиться назад или сгибаться и стоять коленом на полу).

 

Баланс на колене (рис. 11). При этом балансе также важно, чтобы сабля соприкасалась с кожей, потому что по ткани она будет скользить. Из движений доступны небольшие приседания на опорной ноге, любые движения руками, а также можно повернуться вокруг себя на опорной ноге.

 

Баланс на лбу (рис. 12). Довольно сложный баланс, обычно используется, чтобы опуститься в партер через прогиб, когда вы стоите спиной или боком к зрителю.

 

      

 

При выполнении любых балансов, движения должны быть довольно медленными и плавными, вам необходимо чувствовать саблю, ее равновесие, как бы сливаться с ней, подстраиваться под нее.
Когда вы устанавливаете саблю на баланс, делайте это очень медленно и сосредоточенно. Не спешите оторвать руки, когда сабля уже установлена. Со стороны это уже должно выглядеть как очень сложный трюк. Держите зрителя в напряжении - вдруг сабля упадет? А когда отпустите саблю, постойте несколько секунд неподвижно с победным выражением лица, сорвите свои аплодисменты!
Если вы чувствуете, что сабля падает, подхватите ее руками, как бы говоря: "вот видите, как это сложно?!", спокойно установите ее еще раз и продолжите танец. Если же музыки поставить саблю уже не хватает, закончите движение с саблей в руках. Главное, сохраняйте спокойст­вие и не нервничайте!

 

Движения в партере

 

Еще одна неотъемлемая часть танца с саблей - это партер. В первую очередь здесь важны красивые позы. Не бойтесь фантазировать и придумывать что-то свое, интересное и оригинальное.

 

Вот несколько движений, которые обычно выполняют в партере:

 

Поза сидя со скрещенными ногами (рис. 13). Сабля при этом может быть в руках, на голове или груди. В этой позе доступны любые движения руками, из нее удобно вставать, подав корпус и вытянув руки вперед, отталкиваясь от пола "задней" ногой и перенося вес на "переднюю". Также из нее удобно переходить в любую другую позу на полу.

 

Поза "Олень" (рис. 14). Сабля может находиться в руках, на голове, на груди или на бедре. В этой позе можно прогнуться и коснуться кончиком сабли пола за спиной. Или наоборот, наклониться вперед, прогнув спину и потянувшись вперед руками.

 

Поза полулежа (рис. 15). В этой позе обычно выполняется баланс сабли на голове. Очень эффектно в ней смотрятся волны животом, можно приподнять бедра или выполнять волну или восьмерку свободным бедром. При этом можно работать свободной рукой. Из этой позы можно перейти в следующую.

 

      

 

Поза сидя с опорой сзади на руки, вытянув обе ноги вперед (рис. 16). Носочки при этом оттянуты, ноги скрещены, одна над другой. В этой позе возможен еще баланс сабли на груди, в ней тоже можно приподнять таз от пола и выполнить волны или мелкую тряску животом.

 

Поза лежа (рис. 17). Ее лучше выполнять, находясь спиной или боком к зрителю. Саблю при этом можно держать в руках или на животе. Красиво будут смотреться движения руками, волны и мелкая тряска животом.

 

   

 

Прежде чем показать зрителю ваш номер с саблей, советую вам много репетировать, и если какие-то движения не всегда получаются, не использовать их пока в танце. Обязательно репетируйте в сценическом костюме, чтобы убедиться, что никакие детали костюма вам не мешают.

 

 

© Журнал "Ориенталь" №1(20), весна 2010.

 

НОВОЕ

Бочка с наклоном корпуса

 

Подробнее

 

 

Вводный урок №1. Положения и позиции ног в арабском танце.

 

Подробнее

 

 

Вводный урок №2. Постановка ног в арабском танце

 

Подробнее

 

 

Вводный урок №3. Постановка корпуса в арабском танце

 

Подробнее

 

Скидка 15% на все новые уроки

Подписаться и получать на почту промокод на скидку на каждый новый урок!

Оформить подписку!




X
Подпишитесь на наши новости